Школьное питание

ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ШКОЛЬНОМУ БЕСПЛАТНОМУ ПИТАНИЮ МБОУ СОШ №12

Описание опыта работы столовой

Организация школьного питания является одним из важнейших условий поддержания у детей здоровья и способности к эффективному обучению.

Основными документами, определяющими требования к организации и режиму питания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Воинов-интернационалистов  г.Кызыла», работе школьного пищеблока,

являются  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.5.2409-08 с изменениями и дополнениями  от 23 марта 2019г ) и  Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 12 имени Воинов-интернационалистов   г.Кызыла», в соответствии с которыми   в школе организовано горячее  двухразовое   питание.

            На протяжении многих лет в нашей столовой используются разные формы обслуживания учащихся, преимущественно это комплексные завтраки и обеды. Большим спросом пользуется буфетная продукция. Организация полноценного горячего питания является сложной задачей и одним из важнейших звеньев служит разработка программы «Здоровое питание» по совершенствованию организации питания обучающихся.

       Достичь положительных результатов в области организации питания стало возможным  при  активном взаимодействии классных руководителей с родителями и обучающимися, благодаря систематическому дежурству учителей и старшеклассников в школьной столовой,  планомерному обсуждению вопросов питания на заседаниях общего собрания трудового коллектива, попечительского совета школы, на родительских собраниях.

Меню в нашей столовой достаточно разнообразное, благодаря тому, что используется  большой  ассортимент  продуктов и различные способы их  кулинарной обработки. В рационе постоянно присутствует мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, зелень, фрукты.

  • Первое блюдо достойно занимает на обеденном школьном столе  главное место. Готовят супы на мясных, рыбных, овощных отварах. Предлагается множество различных вариантов первых блюд на любой вкус: традиционные щи и борщи, супы овощные, мясные, рыбные, с крупами, макаронными изделиями, рассольник.
  • В дневное меню школьника во вторые блюда включены изделия из мяса. При приготовлении мясных изделий используется охлаждённое мясо от отечественных производителей. При приготовлении крупяных гарниров используются разнообразные крупы, в том числе овсяная, гречневая, перловая, рисовая, которые являются важным источником ряда пищевых веществ.

В ежедневном рационе наших детей присутствует достаточное количество свежих овощей и фруктов.  Школьникам предлагаются салаты из свежих овощей, которые имеют большую пищевую ценность и удовлетворяют ежедневную потребность в витаминах и микроэлементах. Набор продуктов, включённый в рецептуру салатов, разрешён в школьном питании.

Для правильного развития обучающихся, сохранения  их высокой работоспособности большое значение имеет также соблюдение режима питания. Питание  организовано в 4 перемены продолжительностью 10 и 15 минут.

Также организовано бесплатное питание многодетным и малоимущим семьям. Наблюдается положительная динамика охвата обучающихся бесплатным питанием.

  • в 2019-2020 учебном году- 20 человек
  • В 2020-2021 учебном году- 24 человек
  • В 2021-2022 учебном году-27 человек
  •           Увеличение процента охвата горячим питанием школьников произошло благодаря эффективной работе классных руководителей, которые постоянно проводят профилактические беседы с учащимися по сохранению здоровья посредством полноценного питания с привлечением медицинского персонала школы, педагога-психолога, врачей городской поликлиники. На родительских собраниях систематически поднимается тема организации здорового образа жизни, здорового питания, проходит мониторинг изучения мнения родителей по проблеме школьного питания. На заседаниях родительского комитета школы организуются деловые игры по вопросам рационального питания с дегустацией новых школьных блюд. К эффективным мероприятиям, позволившим существенно повысить процент охвата горячим питанием наших школьников, мы относим и эстетическое оформление обеденного зала.
  • Контроль за организацией питания и работой школьной столовой осуществляется созданной комиссией по проверке горячего питания. Комиссия осуществляет контроль за качеством готовой продукции, санитарным состоянием пищеблока, организацией приёма пищи обучающихся, проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий её хранения, соблюдения сроков реализации. По итогам проверки оформляется акт.
  •        В школе создана бракеражная комиссия, которая осуществляет контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм при транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания, проверяет на пригодность складские и другие помещения для хранения продуктов питания, а также условия их хранения, следит за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока, проверяет соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей.  Записи в бракеражном журнале ведутся медицинской сестрой ежедневно.

Анализ организации питания в школьной столовой  выявил ряд проблем, требующих принятия необходимых мер по совершенствованию организации питания,  Это:

  — Укрепление материально-технической базы школьной столовой.

             — Соблюдение поточности технологических процессов пищеблока.

            —   Постоянный мониторинг и  анализ состояния организации школьного                       питания,  его финансового обеспечения.

       Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно-гигиеническими требованиями организации питания учащихся,  постоянный мониторинг и  анализ состояния организации школьного питания,  его финансового обеспечения позволило:

1. Увеличить % охвата горячим питанием в соответствии с физиологическими нормами.

2. Поддерживать качество школьного питания, обеспечить его безопасность, сбалансированность, витаминизацию.

3.Улучшить показатели детского здоровья, создавать благоприятные условия для его сохранения и укрепления.

4.Формировать у школьников культуру  питания и чувства ответственности за свое здоровье.

     В перспективе организация рационального питания школьников может позволить достичь следующих основных целей:

  1. рост учебного потенциала детей и подростков;
  2. улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;
  3. снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний  в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
  4. улучшение успеваемости школьников;
  5. повышение их общего культурного уровня.
  6. Организацию горячего питания в школе  мы рассматриваем как здоровьесберегающую технологию, дополняющую современные образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Приказ Минобрнауки РТ №724 от 12.08.2020 «Об утверждении варианта типового десятидневного меню для обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций Республики Тыва (возраст 7-11 лет) 

НПА по горячему питанию